неділя, 25 вересня 2016 р.

Дидвктические игры на уроках русского языка







Дидактические игры на уроках русского языка



1.Дидактическая игра «Твердый – мягкий»

Цель: повторение правописания твердого и мягкого знаков.

Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».

Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.

2.Дидактическая игра «Будь внимателен».
Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.
Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши:
1. Жили в хижине чижи,
Мыши, ежики, стрижи,
В гости к ним идут моржи
И жирафы и ужи.
2. Жилет, животное , живот,
Жирафы, живопись, живет,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить,
Шипеть и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши! 

3.Игра «Бумеранг»
воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо вспомнить нужное слово и «возвратить» его учителю.
                 Найди синоним.
Простой человек (бесхитростный), про­стая задача (легкая), простая истина (про­писная); беспокойный человек (неугомон­ный), беспокойный взгляд (тревожный);крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).
                 Найди антоним.
Близкий берег (далекий), близкий чело­век (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий ко­лодец (мелкий), глубокие знания (поверх­ностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).

4.«Фразеологический зверинец».
Цель: расширение словарного запаса учащихся.
Добавить недостающее слово – название животного. Голоден как…(волк). Хитёр, как…(лиса). Труслив, как…(заяц). Нем как…(рыба). Колючий как…(ёж). Здоров как…(бык). 

5. «Сколько точек — столько звуков»
Оборудование: кубик, на гранях которого разное число точек: две, три, четыре, пять, шесть; одна грань пустая.
Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых число звуков равно числу точек на верхней грани кубика. Если выпадает нуль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку.

6.Дидактическая игра: «Одним словом».
Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать. 
Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу.
1. Обрубок дерева - …(чурбан).
2. Шестьдесят минут-…(час).
3. Густой частый лес- …(чаща).
4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).
5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун).
6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться).
7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник) и

7.Дидактическая игра: « Все наоборот».
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-.
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-.
Игрушка для елки-…(елочная игрушка)
Герой сказки- … (сказочный герой)
Сок яблока-… (яблочный сок)
Суп из молока -…(молочный суп)
Варенье из клубники-… (клубничное варенье)
Каша из гречки-… (гречневая каша)
Вода из речки-… (речная вода)
Скважина в замке -…(замочная скважина)
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п. 

8.Дидактическая игра: « Замени букву».

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.
Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.
дочка ручка
бочка речка
ночка свечка
кочка печка
точка почка
тучка дочка
тачка ночка 

9.Дидактическая игра « Найди ошибку».
Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет.
Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему. 
1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.
2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.
3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.
4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.
5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п. 

10.Дидактическая игра «Найди пару».
Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия.
Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.
Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой.






Здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, пальчиковые гимнастики, упражнения для дыхания




Физкультминутки
***
Ветер дует нам в лицо, - 
детки машут ручками себе на лицо
Закачалось деревцо. - 
поднимаем руки вверх и качаемся
 Ветер тише, тише, тише. - 
приседаем
Деревцо все выше, выше. - 
встаем, тянемся руками вверх.
***

Буратино потянулся, - 
поднимаем ручки вверх и встаем на мысочки
Раз – нагнулся, - 
наклоны вперед, доставая пальчиками до пола
Два – нагнулся, 
Три – нагнулся. 
Руки в стороны развел, - 
разводим руки в стороны 
Ключик видно не нашел. - 
качаем головой 
Чтобы ключик нам достать, 
- поднимаем ручки вверх
Нужно на носочки встать. - 
тянемся вверх, вставая на мысочки.
***
Мы - веселые мартышки, - дети встают со своих мест
Мы играем громко слишком. 
Все ногами топаем, - 
топают ногами (ходьба)
Все руками хлопаем, - 
хлопают в ладоши
Надуваем щечки, - 
надувают детки щеки
Скачем на носочках. - 
прыжки 
Дружно прыгнем к потолку, - 
высокий прыжок
Пальчик поднесем к виску - 
подносим оба указательных пальца к виску
И друг другу даже 
Язычки покажем! - 
показывают языки
Шире рот откроем , - 
открывают рот
Гримасы все состроим. - 
строят гримасы
Как скажу я слово три, 
Все гримасы убери. 
Раз, два, три!- 
садятся на места
***
Вот мы руки развели, 
Словно удивились. 
И друг другу до земли 
В пояс поклонились! 
Наклонились, выпрямились, 
Наклонились, выпрямились. 
Ниже, ниже, не ленись, 
Поклонись и улыбнусь.
***
Раз - подняться, потянуться, 
Два - нагнуться, разогнуться, 
Три - в ладоши, три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре - руки шире, 
Пять - руками помахать, 
Шесть - на место тихо сесть.
***
Дети повторяют за учителем упражнения, а заодно повторяют понятия право-лево.
Мы ладонь к глазам приставим, 
Ноги крепкие расставим. 
Поворачиваясь вправо, 
Оглядимся величаво. 
И налево надо тоже 
Поглядеть из под ладошек. 
И – направо! 
И еще 
Через левое плечо!
***
Мы поставили пластинку 
И выходим на разминку. 
Начинаем бег на месте, 
Финиш – метров через двести! 
Раз-два, раз-два, 
Хватит, прибежали, 
Потянулись, подышали.
*** 
Все подняли руки - раз! 
На носках стоит весь класс, 
Два - присели, руки вниз, 
На соседа повернись. 
Раз! - И вверх, 
Два! - И вниз, 
И к соседу повернись. 
Будем дружно мы вставать, 
Чтобы ногам работу дать. 
Раз - присели, 
Два - поднялись. 
Кто старался приседать, 
Может уже отдыхать.
*** 
Раз, два – наклонимся мы слегка. 
Три, четыре – руки в боки, будем делать многоскоки. 
  Пять, шесть – на лесенку надо влезть. 
Семь, восемь – пробежаться вас попросим. 
Девять, десять – вот и всё. 
Скоро встретимся ещё.
*** 
С добрым утром, детвора! - 
детки поднимаются из-за парт и становятся в проход
Просыпаться всем пора! 
Потянулись – потянулись. - 
потягиваются на мысочках
Вот уже почти проснулись. 
Руки в стороны, вперёд, - 
руки разводим в стороны и сводят вперед
А теперь наоборот. 
Наклонились до носочков, - 
наклон к носочкам
Пробежались на мысочках. - 
тихонечко бежим на месте
Прыгай дружно прыг да скок. - 
прыжки на месте
Продолжаем свой урок. - 
дети садятся за парты.




Пальчиковые гимнастики
Осенние листья.

Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулачки.)
Будем листья собирать.
Листья берёзы, (Загибают на каждую сточку по одному пальцу.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулачки.)




Овощи.

Мы капусту рубим, (Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)
Мы морковку трём, (Пальцы рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.)
Мы капусту солим, (Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепоти.)
Мы капусту жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.)


Фрукты.

Будем мы варить компот (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки
Фруктов нужно много. Вот. «размешивают»)
Будем яблоки крошить, (Загибают пальцы по одному, начиная с большого.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, (Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ.




Пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки.)
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик по дорожке, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Этот пальчик по тропинке,
Этот пальчик за грибами,
Этот пальчик за малиной,
Этот пальчик заблудился,
Очень поздно возвратился.

Дерево.

У дерева ствол, (Прижимают руки тыльной стороной друг к другу.)
На стволе много веток,
А листья на ветках (Пальцы растопырены и подняты вверх, шевелят пальцами.)
Жёлтого цвета.


Ягоды.
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются».)
В лес идём мы погулять (Обе руки «идут» указательным и средним пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
За брусникой, за калиной,
Землянику мы найдём
И братишке отнесём.


Лебедь.

Пальчики – голова, (Ладошки повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и
переплетены, большие пальцы – голова, остальные пальцы – крылья. Помахать
ими.)
Крылышки – ладошки.







Зверьки.

Сидит белка на тележке, (Хлопки ладошками и удары кулачками друг о друга.)
Продает она орешки
Лисичке-сестричке, (Загибают по одному пальчику, начиная с большого.)
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладошками и удары кулачками.)
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Снеговик.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Мы во двор пришли гулять. («Идут « по столу пальчиками.)
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладошками.)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А ещё в снегу валялись. (Кладут ладони на стол то одно, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

Ёлочка.

Перед нами ёлочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка ёлочки.)
Шишечки, иголочки, (Руки сжимают в кулачки, указательные пальчики выставлены.)
Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз.)
Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев.)
Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены.)




Упражнения для дыхания
«Чудесный нос»
Говорятся слова «задержим дыхание». После глубокого вдоха задерживается дыхание. Потом под присказку делается упражнение: «Дышит мой чудесный нос глубоко и тихо, Потом мое задание — задержать дыхание,... Раз, два, три, четыре, Дышу глубже, шире. Упражнение позволяет успокоить нервы, снять излишнюю возбудимость.... 

«Ныряльщики»
Делается три глубоких вдоха и потом «ныряние под воду» с задержкой дыхания, при этом нос закрыт пальцами. Задержка позволяется до того момента пока ребенок уже не может не дышать и «выныривает». Данное упражнение активно насыщает мозг кислородом, но следует чередовать его с другими упражнениями, потому, что оно может вызвать головокружение.... 

«Воздушный шарик»
Дети «надуваются» как воздушные шарики, делая 4 глубоких вдоха под счет учителя (от 1 до 4) . Потом медленно выдыхают – «сдуваются» (учитель считает от 1 до 8) . Упражнение способствует улучшению работы легких.... 

«Варим кашу»
 После сделанного глубокого вдоха, на каждом выдохе произносить слово пых и так 8 раз. После этого упражнения повышается работоспособность, улучшается мозговое кровообращение.... 

«Дует ветерок»
Приготовить полоску бумаги. После глубокого вдоха – замедленный выдох на бумажную полоску. Улучшается работа сердечной мышцы, мозговое кровообращение.... 

«Охота»
Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи и т.д.) . 




Фонетические и артикуляционные зарядки




Фонетические зарядки
  1. Восприятие на слух слов, слогов, написанных на доске, и их воспроизведение:
СА  СА  СА  - сарай (самолёт, …)
СО  СО  СО  - сок (40, …)
СУ  СУ  СУ  - сумка (сутки, …)
СЕ  СЕ  СЕ  -  семь (70, …)
СИ  СИ  СИ  - семнадцать (700, …)
  1. Восприятие на слухо-зрительной или слуховой основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки (запись на доске) и их воспроизведении:
Лужайка
Урожай
Снежинка
Зелёная лужайка
Богатый урожай
Красивые снежинки
На полях собран богатый урожай.
В воздухе кружатся снежинки.
У Жени тяжелый портфель.
  1. Чтение слов с последующим восприятием на слух:
здравствуйте                  четыре                          семь
здоровье                         четырнадцать              семнадцать
                                        четыреста                     семьдесят
длинный
взрослые        
  1. Чтение предложений с наращиванием:
Будем писать.
Будем писать рассказ.
Будем писать большой рассказ.
  1.   Чтение словосочетаний с последующим составлением предложения:
В садах, в полях, в лесах (поспели ягоды, поют птицы, лежит снег…).
  1. Чтение слов, словосочетаний, предложений с пропущенными звуками:
О.сенью на улице на ул.це гря.но.
  1.  Подбор слов и словосочетаний по образцу:
Одна тетрадь                      волк – волчонок
Две тетради                        белка - …
Три …                                 кролик - …
Четыре …                            заяц - …
  1. Составление предложений по образцу и их чтение:
У медведя  - берлога
У лисы - … (нора)
У белки - … (дупло)
У птицы - …(гнездо)
  1. Подбор слов противоположных по значению:
Справа – слева
Сзади - …
Вверх - …
  1.  Работа по опорным словам:
А) Ответы на вопросы с использованием данных слов:
Что ты хочешь есть на обед (кашу, котлету,  суп, макароны)?
Б) Составление предложений по опорным словам:
Купил, помидоры, в магазине, папа, арбуз.









Артикуляционные зарядки
Артикуляционная гимнастика
Тема "Овощи"


1. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью
Поочередно загибать пальцы.
Сколько rpядок в оrороде?
В оrороде у Федоры
Растут на грядках помидоры, 
А на грядке у Филата 
Mнoro разноro салата.
У бабушки Феклы 
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса 
Очень мноro есть редиса.
У Маши и Антошки 
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять
Поможем урожай собрать.
***
Повторяй за мной зарядку.
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква - вот, а вот - томат.
Здесь - капуста, здесь - салат, 
Тмин, картошка, артишок 
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы, 
Будем есть мы до весны.
(Е. Карельская)
2. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием
Высматриваем огурцы. Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз выдох носом). «Посмотрим, будет ли дождик». Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).
Что мы видим слева, а что - справа? Посмотреть направоувидеть «арбуз», посмотреть налево - увидеть «дыню». Поворачивать голову в стороны: налево (вдох носом) - прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) - прямо (выдох носом).
3. Мимические упражнения
Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.
Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала.
Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.
4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»): 
а) без нажима языком на нижнюю челюсть;
б) с сильным нажимом - подталкиванием языком нижней челюсти вперед.
5. Упражнения для rуб и щек
Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести» ).
Толстячки - худышки.
Изобразить овощи на грядкe. Арбузы, тыквы, кочаны капусты - «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие - «худышки».
6. Упражнения для языка
Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким». языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
Игра «Я - не Я». Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку» и т. д. Дети отвечают: «И я, И яl» или «Не я, не яl».
7. Развитие физиолоrическоrо дыхания
Игровое упражнение «Арбуз». Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как арбуз (под счет до «трех»). Выдох живот втянуть (похож на ямочку).
8. Развитие речевоrо дыхания и гoлoca
Разговоры овощей. Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».
Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.
9. Речевая зарядка
«Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!» Огорченные овощи. Морковь: «ОЙ! ОЙ! ОЙ! Меня никто не выдергивает!» Картофель: «ОЙ! ОЙ! Ой! Меня никто не копает!» 



Тема "Фрукты"


1. Развитие мелкой моторики
Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод - полное лукошкоl
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в горзинке?
Раз, два, три, четыре, пять...
Снова буду собирать.
( И. Лопухина)
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик - самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.
Апельсин
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежат,
Эта долька - для ужат,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда.
Разбегайтесь кто куда!
2. Мимические упражнения
Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.
Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.
Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко.
Яблоко свалилось нам на голову.
3. Упражнения дпя мышц шеи.
Развитие дыхания
Вдох носом - повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука 0-0-0. Повернуть голову направо. Какая огромная грушаl Вдох носом, выдох ртом.
4. Упражнения дпя жеватепьно-артикупяционных мышц
Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».
5. Упражнения дпя губ и щек
Щечки-яблочкu. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
Спрячем слuву за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
6. Упражнение для языка
Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.
Колья забора острые - вот такие. Показать «острый» язык.
По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.
Язык "лопаткой" положи
И спокойно подержи.
Язык "колышком" потом
Потянем тонким острием.

Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину - яблочный, в Димину - сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»
7. Развитие речевого дыхания и голоса
Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы). Вдох через нос, выдох ртом.
Сбор урожая. Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция - стоять прямо. Поднять руки - вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох.
Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: "Фа-фо, фы-фу!"
Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились:"О-о-о-о-о-о!" Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: "Ав-ав-ав-ав!" (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)
Разговоры фруктов. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: "Фу-фа-фу!" Вишни просят Скворцов не клевать их: "Пта-пты-пто, пта-пту-пты".
Яблоки падают на траву: "Бам-бом-бум!"


















Тема "Одежда"

1. Развитие мелкой моторики
Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворений.
***
В понедельник я кроила,
А во вторник - платье шила.
В среду - фартук вышивала,
А в четверг - белье стирала:
Все свои платочки
И братишкины носочки.
А в пятницу, субботу
Отдыхала от работы.


ЛЯПЫ-ТЯПЫ 
По дороге в Тяпы-Ляпы
Шли гуськом четыре шляпы.
Шляпу старую с пером
Звали дедушкой Петром.
Шляпу с кисточкою синей
Звали бабушкой Аксиньей.
Шляпу с красной ленточкой
Звали внучкой Леночкой.
Ну а шляпу с козырьком
Звали внуком Игорьком.
Тяпы-Ляпы - это дача.
Есть у шляп одна задача:
Дождик ночью прошyмел,
В огороде уйма дел.
И спешат четыре шляпы
Лук полоть, картошку тяпать.
Вот пришли, передохнули,
Разом тяпками взмахнули.
Вскоре каждая из шляп
Стала тяпать:
Тяп-тяп-тяп!
(В. Кудрявцева)
2. Мимические упражнения
Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.
Показать: вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы; печалитесь, нечаянно порвав одежду.
3. Упражнения дпя мышц шеи
Испачкали платье и рассердили маму. Прижать ладони к ушам.
Наклонять голову из стороны в сторону с сопротивлением рук, произнося: «Ай-ай-ай-айl» Выразить смущение.
4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пыбы-пы-бы» .
5. Упражнения для rуб
Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
Большие пуговицы и маленысие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).
6. Упражнения для языка
Иголочка. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести » ).
Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу «
Белье на ветру. Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести» ).
Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот.
Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
Строчка. Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.
7. Развитие дыхания и голоса.
Развитие переключаемости органов артикуляции
Шитье одежды. Шьем и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю».
Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».
8. Речевая зарядка.
Развитие интонационной выразительности речи
Где мой пальчик?
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!

















Маша варежку сняла - 
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь - и найдешь.
- Здравствуй, пальчик, 
Как живешь?

















Русский алфавит с названиями букв






АЛФАВИТ
        В русском алфавите 33 буквы:   10 гласных,    21 согласная,
 2 буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.
А                Б                В                Г                Д                Е                Ё        
а                бэ                вэ                гэ                дэ                е                ё
Ж                З                И                Й                К                Л                М                жэ                зэ                и                и                ка                эль                эм                                                           краткое
Н                О                П                Р                С                Т                У        
эн                о                пэ                эр                эс                тэ                у
Ф                Х                Ц                Ч                Ш                Щ                Ъ
эф                ха                цэ                че                ша                ща          твёрдый
                                                                                              знак
Ы                Ь                Э                Ю                Я
        ы            мягкий                э                ю                я
                     знак

Гласные звуки
  1. их 6:                   2) только из голоса,     3) ударный или        4) образуют слоги
[а], [о], [э],            шума нет                        безударный
[и], [ы], [у]
                                                     ВЫВОД:
                                           
                           сколько гласных звуков, столько и слогов:
                                у – гол (2 гласных – 2 слога)
В ударной позиции гласные произносятся чётко и ясно, а в безударной позиции подвергаютсяизменениям:
·    безударная гласная о обозначает звук, близкий к [а]: молоко - [малако];
·    безударные гласные е, я обозначают звук, близкий к [и]: пятак - [п΄итак];
·    после шипящих ж, ш мы произносим и слышим [ы], а не [и]: ширина - [шыр΄ина]
   Гласные                                         «Хитрые»
буквы – звуки                                           гласные буквы      
а    –    [а]                                      е –  [й΄ ]       я –   [й ΄]                                                      
я    –    [а]                                            [э]                  [а]                                           
э    –    [э]                                 ё –  [й ΄]        ю – [й΄ ]                                   
е    –    [э]                                             [о]                  [у]
о    –    [о]                              1. в начале слова – якорь                           
ё    –    [о]                          2. в середине слова после                  
у    –    [у]                                      разделительных ъ и ь знаков – подъём, семью                               
ю    –   [у]                          3. в середине слова после гласной буквы – весёлая, 
и    –    [и]                                                                                                     поём
ы    –   [ы]                                   
10  –   [6] 
Транскрипция – запись звучания речи.
Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:
[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж - [й΄ош];
[΄] – обозначение мягкости согласного : пел - [п΄эл];
[־] – обозначение долгого согласного: ссора – [сора].
        Способы обозначения звука [щ΄]:
  • щавель - [щ΄ив΄эл΄];                                  щ
счёты - [щ΄оты];                                          сч                [щ΄]
возчик - [вощ΄ик΄];                                         зч
мужчина - [мущ΄ина].                                    жч
        Способы обозначения звука [ц]:
  • цирк - [цырк];                                         ц
купаться - [купаца];                                 тьс                [ц]        
дерётся - [д΄ир΄оца].                                 тс

Правила по русскому языку в начальной школе.



Правила по русскому языку в начальной школе




1. Глаголы — исключения.

Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и обидеть,
А ещё смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.

2. Падежные предлоги.

И.п. –
Р.п. – около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, после, кроме.
Д.п. – по, к (а).
В.п. – через, в, на, за, про.
Т.п. – перед, с, над, за, под, между.
П.п. – при, в, об, о, на.

3. Род имён существительных.

К слову я подставлю «мой» —
Это значит род мужской.
Женский род – запомню я –
То, про что скажу «моя».
Средний род оно «моё» —
Вот и выучил я всё.

4. Правописание большой буквы.

Реки, горы и равнины,
Имена, фамилии, долины,
Клички всех животных,
Отчества людей –
Всё с заглавной буквы,
Ты пиши скорей.

5. Правописание гласных после шипящих.

Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.

6. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

Есть гласные ударные,
Но есть и безударные
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.
Подбираем быстро слово,
И проверочка готова
Удареньем проверяем –
Ничего не забываем.

7. Что такое склонение?

Слово быстро изменяю,
Пишу его по падежам.
Склоненьем это называю
Запомнить это надо нам.

8. Правописание не с глаголами.

Всякий школьник это знает –
Не глагола избегает.
Не забудьте же, друзья,
Слитно их писать нельзя!

9. Правописание парных согласных в середине и конце слова.

Парные согласные нужно проверять,
Чтоб слова в тетради грамотно писать.
Родственное слово быстро подбери,
Парную согласную с гласной подружи.

10. Состав слова.

Приставка.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
Корень.
Общая часть
Родственных слов
Корнем зовется –
Ответ наш готов.
Суффикс.
После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком –
Называю суффиксом.
Окончание.
На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Правописание непроизносимых согласных.

11. Непроизносимые согласные

Такие все несчастные.
В словах мы их не слышим,
А вот в тетради пишем.
Чтоб они из слов не убежали,
Мы их долго проверяли.
Ищем мы такое слово,
Чтоб услышать её снова.

12.Имя существительное.

Часть речи удивительна –
Зовется существительным.
Предмет обозначает,
На Кто? Что? Отвечает.
Предметы, отвечающие на вопросы Кто? Что?
Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно – кто они?
Всем предметам остальным
Что? Вопрос мы зададим.

13. Имя прилагательное

Признак предмета обозначает,
На вопросы Какое? Какая, Какие? Какой? отвечает.
К существительному прилагается
Прилагательным называется.
Согласуется с ним везде.
В роде, числе, падеже.

14. Глагол.

Часть речи спросит
Что же делать?
Что сделал ты?
Что будешь делать?
Глаголом важно себя называет
Действие предмета обозначает.

15. Три склонения имён существительных.

Существительным зовусь,
На три склонения делюсь:
1 склонение – с окончаньем – А и Я 
Рода женского и мужского, друзья.
2 склонение – род мужской без окончанья,
А средний род – О – Е – плавное звучанье.
3 склонение – род женский с Ь на конце всех слов
Запомни — это правило для всех учеников!

16.Падежи.

Есть шесть братьев падежей
Нет на свете их дружней.
Согласованно живут
И порядок стерегут.
Именительный падеж
Самый главный он из всех.
На вопросы кто? что? отвечает
Подлежащим в предложении бывает.
А теперь 
падеж родительный,
Он не менее значительный.
Нет кого? чего? – волнуется
И с предлогом в рифму согласуется.
(Около, с, для, без, от, из, до, у, вокруг, кроме, после.)
Дательный падеж  добряк,
Всё стремится делать так:
Дать кому? чему? Быстрей –
По к (а) – предлогов нет дружней!
Винительный падеж всегда любуется,
Вижу что? кого? волнуется,
Через, в и на, за, про –
С предлогом согласуется легко.
Творительный падеж вещает,
Гордиться кем? И чем? решает.
Предлоги: между, с и над, за, под
Со словами дружбу бережёт.
Предложный вам сулит успех,
О ком? О чём? Он думает о всех.
Предлоги он свои не забывает,
При, в, об, о, на — он громко восклицает.

Немає коментарів:

Дописати коментар